Проведение межведомственной операции «Подросток»
- Подробности
- Создано 28.06.2019
Основными задачами операции являются:
- выявление неблагополучных семей, фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних родителями или иными лицами, на которых возложены эти обязанности, принятие по данным фактам мер в соответствии с законом;
- выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и оказание им всех видов помощи;
- возвращение в образовательные учреждения для продолжения учебы детей, необоснованно их покинувших;
- выявление подростков-правонарушителей, групп несовершеннолетних негативной направленности, принятие мер по предупреждению их противоправного поведения и оказанию социально-реабилитационной поддержки;
- выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественные действия;
- организация летнего отдыха, оздоровления, трудовой и досуговой занятости несовершеннолетних;
- выявление причин и условий, способствующих противоправному поведению несовершеннолетних, подготовка и реализация предложений по их устранению;
- профилактика употребления несовершеннолетними алкогольных напитков и наркотических средств.
Координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации и проведению операции «Подросток» осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Операция проводится силами работников органов внутренних дел, прокуратуры, по делам молодежи, социальной защиты населения, занятости, образования, здравоохранения, культуры, оборонно-спортивных обществ, жилищно-коммунальных служб, общественных и религиозных организаций, средств массовой информации.
Для успешной организации и проведения операции при комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются рабочие группы из представителей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для подготовки плана проведения операции, осуществления контроля за ходом его реализации. План проведения операции в городе (районе) утверждает председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Профилактические мероприятия операции целесообразно проводить поэтапно под условными наименованиями:
«Занятость» - выявление не учащихся и не работающих подростков, их трудоустройство.
«Всеобуч» - выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, оказание им соответствующей помощи в определении на учебу.
«Здоровье» - предупреждение злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными и одурманивающими веществами среди несовершеннолетних.
«Дорога» - предупреждение детского дорожного травматизма, краж и угонов автотранспорта со стороны несовершеннолетних.
«Отсрочка» - активизация профилактической и воспитательной работы с несовершеннолетними, осужденными к мерам, не связанным с лишением свободы, а также вернувшимися из также вернувшихся из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений.
«Коммерсант» - выявление взрослых, вовлекающих несовершеннолетних в незаконную коммерческую деятельность, а также предупреждение случаев незаконного предпринимательства со стороны несовершеннолетних, установления источников и путей его осуществления.
«Каникулы» - организация досуга, предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних во время каникул.
«Возрождение надежды» - оказание социально-правовой помощи подросткам, оставшимся без попечения родителей и нуждающимся в защите со стороны государственных органов.
Кроме этого, необходимо предусмотреть другие специализированные мероприятия по направлениям деятельности различных государственных и общественных структур исходя из конкретной обстановки, складывающейся в городе или районе.
Подготовительный этап включает в себя анализ социальной и криминогенной ситуации с определением категорий несовершеннолетних, нуждающихся в профилактическом воздействии или социально-правовой помощи со стороны государственных органов. К их числу целесообразно относить подростков, оставшихся без попечения родителей, вернувшихся из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений, осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, не занятых общественно-полезной деятельностью, отчисленных из образовательных учреждений, уволенных с постоянного места работы, проживающих в неблагополучных семьях.
Основной этап включает в себя:
1. Проверку по месту жительства всех несовершеннолетних, их родителей и законных представителей, состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательных учреждениях, органах социальной защиты населения. Выяснение условий воспитания в семье, занятости подростков. При необходимости - принятие мер по улучшению обстановки в семье, по привлечению детей к организованным формам труда и отдыха, оказание помощи всех видов.
2. Организацию и выявление, совместно с наркологическими службами, несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические, психотропные и одурманивающие вещества. Решение вопроса о стационарном или амбулаторном лечении подростков, замеченных в неоднократном их применении.
3. Выработку и осуществление комплекса мер по организации летнего отдыха и оздоровления подростков. Особое внимание следует обратить на организацию оздоровления и отдыха детей, оставшихся без попечения родителей, детей – сирот, детей-инвалидов, детей из малообеспеченных и неполных семей, а также других категорий детей, нуждающихся в помощи государства.
4. Реализацию мероприятий, направленных на:
- выявление и изъятие с улиц, других общественных мест безнадзорных детей, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством; совершающих правонарушения; находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Оказание им необходимой социальной и медицинской помощи; принятие установленных законом мер административного характера;
- проверку подвалов, чердаков, территорий дошкольных и образовательных учреждений с целью выявления групп подростков антиобщественной направленности;
- посещение по месту жительства всех несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; вернувшихся из воспитательных колоний и специальных учебно-воспитательных учреждений;
- проверку общественно-полезной занятости подростков, состоящих на учете органов внутренних дел, образовательных учреждений;
- изучение связей несовершеннолетних, совершающих правонарушения, в целях нейтрализации отрицательного и закрепления положительного на них влияния со стороны окружающих;
- изучение состояния воспитательной работы с подростками на предприятиях, в образовательных учреждениях, учреждениях культуры, спорта и других учреждениях, где работают, учатся и отдыхают подростки;
- проверку состояния общественного порядка в местах массового отдыха и досуга молодежи (парки, дискотеки, танцплощадки, общежития, клубы по месту жительства, оздоровительные лагеря и т.п.), роли администрации указанных учреждений в организации профилактической и воспитательной работы, обеспечении общественного порядка.
5. Организацию:
- учета всех антиобщественных группировок несовершеннолетних и молодежи, проведение работы по выявлению их лидеров и направленности их противоправной деятельности;
- индивидуальных бесед с подростками-правонарушителями, выездных судов по лишению родительских прав, ограничению в дееспособности, выездных заседаний комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, депутатских групп и т.д.;
- информационных встреч работников правоохранительных органов и иных заинтересованных ведомств по проблемам безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних;
- выступлений в средствах массовой информации, учебных заведениях об ответственности несовершеннолетних за совершение преступлений и правонарушений.
6. Проведение опроса-анкетирования среди учащихся с целью выявления наиболее интересующих их форм отдыха или в период каникул.
Заключительный этап включает в себя:
1. постановку несовершеннолетних или неблагополучных семей на учет в органы внутренних дел, социальной защиты населения, образования, здравоохранения для проведения с ними профилактической работы, оказания необходимой социально-правовой и медицинской помощи;
2. привлечение к уголовной или административной ответственности родителей или лиц, их заменяющих, иных взрослых лиц, вовлекающих подростков в совершение преступлений или антиобщественных действий;
3. в необходимых случаях рассмотрение вопроса об ответственности должностных лиц, нарушающих законодательство в отношении несовершеннолетних;
4. подготовку информации, сообщений в соответствующие органы исполнительной власти и местного самоуправления, на предприятия, учреждения, в общественные организации по выявленным недостаткам с конкретными предложениями по их устранению;
5. рассмотрение и обобщение опыта государственных органов и общественных объединений по защите прав несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений;
6. создание специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; открытие бесплатных подростковых клубов по месту жительства;
7. оказание помощи малообеспеченным семьям в приобретении путевок для детей в оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, дома отдыха и пансионаты;
8. подготовку материалов для радио, телевидения, публикаций в региональных печатных изданиях;
9. подведение итогов на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах местного самоуправления.